Владимир Шнейдеров

 

 

Владимир Адольфович Шнейдеров – ровесник 20-го века. Он родился 28 июля 1900 в Москве. В 1917 году окончил реальное училище, вступил добровольцем в ряды Красной Армии. Откомандированный из армии на гражданскую работу по поручению Народного комиссариата земледелия организует одну из первых в стране школ трактористов, становится ее начальником. Затем переводится на работу в «Пролеткино» - акционерное общество, которое возникло по инициативе профессиональных союзов в 1923 году и  занималось выпуском и прокатом в рабочих клубах фильмов, имеющих воспитательную задачу. Поначалу Шнейдеров занимается исключительно организаторской работой, но постепенно «тайны кинематографа» его увлекают, и он решается самостоятельно смонтировать короткометражки про Самарканд и Узбекистан. Вот как он сам об этом вспоминает: «Меня назначили на должность заведующего монтажным цехом, который я принял от Веры Дмитриевны Ханжонковой, жены и соратницы одного из старейших русских кинопромышленников. Работая в монтажной, я стал осваивать искусство монтажа. Я сам выбирал темы, используя материалы, снятые дореволюционными операторами, и тут на меня вновь повеяло ветром странствий. Всматриваясь в кадры тысяч метров пленки, копаясь в библиотеках и путешествуя по карте, я воссоздавал на экране удивительные места, в которых никогда не бывал. Зрители моих перемонтажных фильмов совершали путешествия по Узбекистану, Уралу, Сибири».

Может быть, именно тогда работа с географическим, страноведческим материалом и определила круг интересов начинающего «киношника». Впрочем, не только это. Шнейдеров с детства любил книги о путешествиях и приключениях. Он читал Жюля Верна, Стивенсона, Майн Рида, Буссенара. А еще больше любил слушать рассказы своего отца, который в 90-х годах 19 века совершил кругосветное плавание, будучи матросом. Володя Шнейдеров в детстве тоже мечтал о дальних путешествиях, а пока что с удовольствием ходил в походы, особенно лодочные.

Летом 1925 года Шнейдерову удается присоединиться к советской авиационной экспедиции, следовавшей по маршруту Москва-Монголия-Китай. Мировая авиация к тому времени ужу знала несколько дальних перелетов и ни одного – вполне удачного. Начальник экспедиции И.Шмидт (комиссар военно-учебных заведений Военно-воздушных Сил) еще до вылета заявлял, что будет считать огромным успехом, если ему удастся довести до Пекина хотя бы половину машин. Опытные кинематографисты решили, что раз экспедиции не суждено закончиться победой, то она не будет представлять интереса, к тому же их не слишком привлекал опасный перелет на первых в России самолетах-разведчиках Р-1 и Р-2, которые не вызывали доверия, к которым относились как к «летающим коробкам» или «летающим гробам», поэтому они отказались принимать в ней участие.  И тогда Владимир Шнейдеров вместе с оператором Георгием Блюмом приобрели кинокамеру, заложив все своё имущество и жилье, и отправились на съемки своего первого экспедиционного фильма. Впоследствии он получил название «Великий перелет» и вошел в золотой фонд советского кино.

 

В 1928 году В. Шнейдеров и оператор И.Толчан, представляя киноорганизацию «межрабпомфильм», вошли в состав советско-германской научной экспедиции, целью которой было обследование одной из неизученных областей Памира. Результатом экспедиции стал фильм «Подножие смерти» (так переводится с древнеиранского название «Памир»). Это уже более зрелая режиссерская работа Шнейдерова, которая уступает «Великому перелету» разве что в значимости самого события.

 

Летом 1929 года по поручению той же киностудии Шнейдеров вместе с И.Толчаном выезжают в первую специальную кинематографическую экспедицию в Южную Аравию. Йемен в то время был закрыт для чужестранцев. И те редкие исследователи - геологи, археологи, ботаники, которым все же удавалось его посетить, встречались с большими, нередко опасными для жизни трудностями. Что же касается кино, то до этого времени в Йемене не появлялся ни один кинематографист.

Забавный эпизод произошел в городе Ходейде. Его правитель – принц Сейфуль-Ислам Мохаммед (сын короля Йемена) – вначале очень настороженно встретил советских кинематографистов, мало понимая, что, собственно, они из себя представляют. Но гости своим миролюбивым поведением и настроем со временем вызвали у правителя симпатию и уважение.  И тогда он, решив, что гости из страны Советов являются высококвалифицированными инженерами, обратился к ним с просьбой… электрифицировать его дворец в Ходейде. Шнейдерову и Толчану, знакомым с электротехникой очень поверхностно, дабы не посрамить свое Отечество, пришлось согласиться помочь правителю. Кинематографисты трудились десять дней. Задача была не из легких: под рукой не было даже самых необходимых инструментов и инвентаря. Вместо изоленты приходилось использовать медицинский пластырь, изоляторы делались из гвоздей, обвитых шелковыми нитками, ну и всё в таком же роде. И тем не менее лампочки Ильича зажглись повсюду в далеком Йеменском дворце. После удачного дебюта в качестве электромонтеров Шнейдеров и Толчан получили высочайшее разрешение принца беспрепятственно передвигаться по всей стране, благодаря чему состоялось уникальное кинопутешествие, а в 1930 году на экраны СССР вышел страноведческий, этнографический, исторический фильм «Эль-Йемен».

В 1932 году выходит документальный фильм «Два океана» - итог длительного и трудного путешествия киногруппы - режиссера В.Шнейдерова, операторов М.Трояновсого и Я.Купера – вместе с экипажем ледокола «Александр Сибиряков», который должен был летом 1932 года пройти Северный морской путь в одну навигацию. Киногруппу Шнейдерова в экспедицию включает крупнейший ученый и исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт. За эту работу члены съемочной группы впервые в истории кино были награждены орденами Трудового Красного Знамени.

В фильме «На высоте 4500» (1931 г.) Владимир Шнейдеров впервые в своей режиссерской практике использовал игровые куски. Кроме профессиональных актеров в инсценированных эпизодах он снимал и местных жителей. Фильм о Тянь-Шане получился географический и этнографический.

Следующий фильм Шнейдерова «Золотое озеро» (1934) был уже полностью игровым. Для съемок картины было выбран живописнейший уголок Ойротии (Горного Алтая) – Телецкое озеро. В этих труднодоступных местах, по сюжету фильма, обосновалась золоторазведывательная экспедиция. Фильм получился приключенческий, с преследованиями и погонями, но всё это происходит на фоне красивейшей алтайской природы.  Фильм «Золотое озеро» высоко оценил Максим Горький.

Продолжая работать  в жанре приключенческого кино, В.Шнейдеров возвращается в Памирское нагорье, к хорошо знакомым ему по съемкам семилетней давности жизни и быту киргизов и таджиков. Здесь он в 1935 году снимает свой знаменитый и любимый многими поколениями фильм «Джульбарс». Фильм, пожалуй, талантлив во всем – в построении увлекательного сюжета, в работе с актерами и массовкой, операторскими решениями и, конечно же актерским обаянием главного героя - умной и преданной овчарки.

По следам древней легенды в ущелье Аламасских гор отправилась в поход научная экспедиция во главе с монгольским ученым Джаммбоном. О судьбе этой экспедиции рассказывает игровой фильм «Ущелье Аламасов», снятый Шнейдеровым в 1936 году на студии «Союздетфильм». Большая часть действия картины протекает среди мертвых песков Каракумов. К этому сюжету режиссера подтолкнула его давняя страсть к путешествиям и ко всему таинственному и мистическому, что обычно окутывает малодоступные и малоисследованные земли.

На той же студии в 1938 году Шнейдеров готовит свою следующую игровую картину «Гайчи», для чего отправляется в кинопутешествие по Приамурью. Фильм рассказывает о жизни нанайцев. Этнографический материал – основа всех приключенческих фильмов Шнейдерова.

Война прервала мирные киноисследования Шнейдерова. За четыре года войны Шнейдеров создал 47 частей самых разных кинокартин – столько же, сколько за предшествующие десять лет. Это были учебные, инструктирующие фильмы, фильмы-плакаты и «агитки» в лучшем смысле этого слова – яркие, доходчивые, броские. «Уничтожай танки врага!», «Система немецкой обороны», «Штурм укрепленной огневой точки», «Разминирование», «Путь на Запад» и многие другие. Труд Шнейдерова в эти годы был отмечен орденом Красной Звезды.

В 1946 году осуществилась его мечта. Ему удается собрать творческий коллектив для работы над видовыми фильмами киносерии «Путешествия по СССР». В следующие годы В.Шнейдеров путешествует по Казахстану, Прибалтике, Кавказу, вновь возвращается на Каспий и Волгу. Основу таких видовых фильмов составлял пейзажный материал. Получался небольшой рассказ о географии той или иной местности – кинопутешествие и киноочерк.

Одна из последних работ Шнейдерова – картина-путешествие «под небом древних пустынь», созданная в 1957-58 годах. Действие картины происходит в центральной Азии – район, который долгое время оставался загадкой для человека. Один из самых интересных эпизодов картины – снятый в пустыне мираж. Это был уникальный научный кинодокумент.

Группа несколько дней продвигалась по Джунгарии в поисках блуждающего озера Айран-Куля. Но озеро ушло. Переместилось…  Кинопутешественникам удалось  отыскать лишь его дно. Но внезапно перед ними на горизонте показалась водная гладь, отражающая голубое небо, зелень тропиков. Шнейдеров вместе с членами группы отправляется в сторону этого видения, а оставшийся на месте оператор продолжает съемку. И вот на экране возникает фантастическое зрелище: машины киноэкспедиции, посланные вперед, въезжают в зону миража и движутся…по воде. Их отражения отчетливо видны на гладкой поверхности не существующего в действительности озера! Камера наезжает: машины едут по мягкому грунту. Снова отъезд – машины плывут по воде!

В1960 году Шнейдеров снял 20-минутную биографическую картину «Чарльз Дарвин» об английском ученом-естествоиспытателе. И в 1962 году фильм «Жозеф Мартин» - о французском путешественнике, который в конце прошлого века посетил Дальний Восток, Сибирь, а затем совершил труднейший переход из Пекина в Фергану.

 

В это же время, в марте 1960 года начинается новый этап биографии Владимира Шнейдерова. Он становится председателем и ведущим «Клуба кинопутешествий» - так поначалу называлась эта передача. И в течение десяти последующих лет телезрители смотрели на мир глазами Владимира Адольфовича Шнейдерова.  Он работал, пока мог работать, почти до самой своей смерти. Параллельно он руководил объединением географических фильмов, писал новые сценарии и продолжал путешествовать. Начатый им большой киноатлас постепенно пополнялся новыми фильмами, сделанными теми, кто пришел в «Клуб кинопутешествий» после него. 


Киноэкспедиция на Памир.1928
съемки фильма "Великий перелет". 1925 год
В киноэкспедиции на Тянь-Шане, Центральная Азия. 1931 год
В киноэкспедиции в пустыне Каракумы, Туркмения. 1936 год
На съемках фильма "Немецкая оборона и её преодоление" (Донской фронт)
Владимир Шнейдеров в киноэкспедиции
Владимир Шнейдеров в Индии
В гостях у Владимира Шнейдерова
"Советский экран" 1973 год
ТЕЛЕ Путешествие